Техника "Мой ключ к победе"
Автор: Бугрова Надежда
МАК: ресурсные, портретные, универсальные или специальные (для работы с подростками)
Цель и задачи: Посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом.
Осознать глубинные причины собственных реакций. Увидеть и прожить ситуацию глазами оппонента, осознать возможные причины его реакций. Выявить ресурс по урегулированию проблемных ситуаций.
1) «ОБРАЗ МЕНЯ» (в открытую/портретные – 1шт.).
Описать каждую карту. Дополнительные вопросы:
Как ты себя чувствовал? Как проявлялись твои эмоции? Насколько твои внешние проявления отражали внутреннее состояние? Помогало или мешало тебе проявление эмоций таким образом? Какие мысли повлияли на твои эмоции? Что для тебя было самым важным на тот момент? Каким тебя видел оппонент?
2) «СЮЖЕТ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ» (в открытую/универсальные или специальные/5 шт.).
Рассказать о конфликтной ситуации. Дополнительные вопросы:
С чего все началось? Что было дальше? Какой момент можно назвать кульминацией? Почему? Чего ты хотел добиться? Почему тебе это было важно? Что бы ты хотел изменить? Почему?
3) «МОИ ДЕЙСТВИЯ» (в открытую/универсальные или специальные – 1шт.) Какие твои действия стали причиной данной ситуации? Что ты хотел сделать, но не сделал? Почему? Почему ты так (не) поступил? Тебя устраивает результат? Почему? Хотел бы ты что-то изменить? Что? Как это может повлиять на результат?
4) «МОЯ ПОТРЕБНОСТЬ» (в открытую/универсальные или специальные – 1шт.)
Какая глубинная потребность лежит в основе твоих действий? Ты ее удовлетворил в итоге? Почему? Какой ценой? Что страшного в том, что она не будет удовлетворена? Что ты приобретаешь, саботируя ее? Что теряешь? Как можно было ее удовлетворить по-другому?
5) «ОБРАЗ ОППОНЕНТА» (в открытую/портретные – 1шт.).
Описать сюжет п.1 от лица оппонента. Повторить п.2-п.5. Сравнить что общего у тебя с оппонентом? В чем отличие? Как это повлияло на развитие ситуации?
6) «НЕПОЗНАННОЕ» (в открытую/универсальные или специальные – 1шт.) Чего я не понял/знал/увидел в данной ситуации? Если бы ты знал это тогда, ты бы как поступил? Что бы ты чувствовал? На что обратил бы внимание? Что бы ты изменил? Что ты узнал нового о себе? Как можно сделать это ресурсом?
7) «МОЙ КЛЮЧ» (взакрытую/ресурсные - 1шт.)
В чем моя основная сила в эффективном регулировании проблемных ситуациях? Как я ее могу проявить?
Подвести итоги: обсудить, как изменилось восприятие ситуации. На что обратил бы внимание? Что бы теперь изменил? Сравнить «внесенные изменения» в начале и в конце сессии? Если позволяет время, можно «переписать» сценарий с учетом полученной информации, вытащив карты в открытую или взакрытую.