Автор: Колмыкова Анна, психолог, психотерапевт
Колоды МАК бывают абстрактные, ресурсные, сюжетные… Есть множество типов и вариаций, на любой «вкус и цвет». Но все психологи, которые активно используют метафорические карты в своей практике, знают, что все колоды безоговорочно делятся на два типа: 1) колоды, которые покупаешь за их красоту в надежде использовать и которые оседают на полочке мертвым грузом, и 2) колоды, которые используешь активно, часто и с удовольствием, потому что они легли в руку и стали неотъемлемой частью твоих консультаций. Колода «В мире животных» относится как раз ко второй категории.
Наблюдать за зебрами и зайцами куда интереснее, чем за людьми! По крайней мере, если тебе пять-десять лет, и перед тобой необъятный мир, полный игр и больших приключений.
Колода метафорических карт «В мире животных» больше всего похожа на идеальную для ребенка книжку, где сюжет близок читателю, захватывает с первых страниц, и при этом ничего не нужно читать – все показано в картинках. Все карточки специально нарисованы в стиле «детских рисунков» и главные герои здесь – всевозможные звери. Леопарды, антилопы, коты, львы, олени, зайцы, лисы и даже слоны. Мордочки животных заслуживают отдельного внимания – художница сумела сделать их максимально выразительными и в то же время довольно нейтральными, чтобы каждый ребенок мог приписать герою свои эмоции и тем самым запустить проективный процесс.
Дети легко идентифицируют себя со зверятами. И когда я предлагаю ребенку карточки с кошками и собаками, разговор чаще всего строится ощутимо проще и глубже, чем когда я достаю картинки с изображениями других детей. Поэтому для работы с младшими школьниками я давно искала колоду, в которой привычные ребенку ситуации были показаны через призму животного мира. Этим колода «В мире животных» выгодно отличается от любимой мной колоды «Аниби», а также колод «Детство» и «Childhood». Список ситуаций, которые затрагиваются в колоде, довольно широк. Тут можно работать и с темами детско-родительских отношений, и со всем спектром отношений в семье и школе.
Колоду легко можно совмещать с абстрактными, портретными и ресурсными МАК. Для более глубокой проработки эмоций ребенка можно дополнять карточки ситуаций из набора «В мире животных» карточками с изображениями эмоций (очень хорошо тут могут идти карточки из колоды «Котейка» и колоды «Огонь, мерцающий в сосуде»).
У колоды есть простая и информативная инструкция, где описаны 4 техники работы с колодой. Но при этом с колодой можно работать всеми универсальными техники МАК.
КОМБИНИРОВАННАЯ РАБОТА С МАК «В мире животных».
Мне нравится комбинировать возможности МАК с другими терапевтическими техниками. Например, использовать карты в диагностике так, чтобы во время работы-игры дать ребенку возможность отреагировать зажатые эмоции и снизить психологическое напряжение. Так мы добиваемся сразу двух эффектов в работе: эффекта диагностического и терапевтического.
1. Мы просим ребенка рассмотреть картинки и выбрать среди них картинку с персонажем, на которого ребенок больше всего похож дома.
Дошкольникам трудно удерживать во внимании большое число карт и работать со всей колодой одновременно, поэтому им я даю не всю колоду, а заранее выбираю ограниченное число карт, которые подходят жизненной ситуации ребенка. Младшие и средние школьники при этом могут работать с большим числом карт.
2. А дальше я прошу ребенка представить, что мы с ним сейчас смотрим мультфильм про этих зверят и поставили мультик на паузу. Вот какая картинка на паузе у нас получилась!
3. А потом прошу ребенка отмотать мультик чуть-чуть назад и рассказать, с чего все начиналось, что тогда делали герои? А что чувствовали? Какая погода была у них на душе: яркое солнце, небольшие тучки, ветер, гроза? Очень интересно! А что будет, если мы немного промотаем мультик вперёд, что там будет? Ребенок может сказать, что там плохо видно, тогда предложить ему присмотреться к мультику впереди или покрутить воображаемые настройки, чтобы изображение лучше показывало. Или если ребенок ничего не видит и мультик обрывается, попросить ребенка допридумать историю, как он думает, что будет дальше? Так мы узнаем представление ребенка о ситуации, его отношение к ситуации и фантазии о будущем.
4. После уточнения ситуации я обычно даю ребенку возможность отреагировать эмоции. Для этого этапа работы хорошо заготовить различные платки, колпаки, пластиковую бижутерию для девочек и другие элементы перевоплощения. Но при желании можно обойтись и без дополнительных предметов – воображение ребенка способно все дорисовать самостоятельно.
Говорю ребенку, что сейчас мы будем с ним играть в этот мультфильм – будем ставить спектакль! При этом все роли в этом спектакле будут принадлежать ребенку. Ребенок с помощью предоставленных платков или собственного воображения перевоплощается в образ, а потом отыгрывает каждого из персонажей: и зебро-отца, сурово грозящего пальцем, и счастливую зебро-маму, и себя, конечно, себя самого. В роли зверя, разумеется. Но какая разница? Все слова будут принадлежать только ребенку и касаться только его личной ситуации.
При этом ребенок может топать ногой, изображая чей-то гнев, озвучивать и отыгрывать персонажей, как посчитает нужным. От психолога тут требуется живое участие и безусловное принятие эмоций ребенка – не забывайте, перед вами ребенок открывает свои запрятанные чувства.
Чтобы поддержать атмосферу игры, психолог может отыгрывать второго персонажа, с которым взаимодействует персонаж ребенка. Но чтобы не вносить в эту «игру» своих проекций, психологу необходимо в своих фразах «советоваться» с ребенком и выразительно повторять те варианты реакций, которые ему предоставляет ребенок.
5. Можно спросить ребенка, какой момент спектакля понравился ему больше всего и предложить проиграть этот момент еще раз, усилив эмоцию: «здорово, а можешь сказать это еще громче/еще шире раздвинуть руки?» Подбадриваем ребенка, чтобы он смог выплеснуть эмоцию сполна – обычно после этого приходит облегчение.
Если ребенок не хочет проигрывать любимый момент дважды, то заставлять его не стоит – значит, в этом образе он уже выразил все, что ему было необходимо. И работа на этот раз завершена. Обычно эта игра очень нравится детям. И дает мощный терапевтический результат. А ведь вся эта работа выстроилась на основе всего одной карты.
ВАРИАЦИИ РАБОТЫ С КОЛОДОЙ:
Вариантов работы с этой колодой можно найти великое множество – кому что ближе.
Но главное достоинство здесь, на мой взгляд – это сами картинки. Дети рассматривают их с интересом. Да и сами психологи не могут оторваться от колоды, пока не рассмотрят её целиком. А ваш собственный интерес к инструменту – верный признак того, что вы действительно станете его использовать и придумывать все новые и новые варианты техник.
Колоды МАК бывают абстрактные, ресурсные, сюжетные… Есть множество типов и вариаций, на любой «вкус и цвет». Но все психологи, которые активно используют метафорические карты в своей практике, знают, что все колоды безоговорочно делятся на два типа: 1) колоды, которые покупаешь за их красоту в надежде использовать и которые оседают на полочке мертвым грузом, и 2) колоды, которые используешь активно, часто и с удовольствием, потому что они легли в руку и стали неотъемлемой частью твоих консультаций. Колода «В мире животных» относится как раз ко второй категории.
Наблюдать за зебрами и зайцами куда интереснее, чем за людьми! По крайней мере, если тебе пять-десять лет, и перед тобой необъятный мир, полный игр и больших приключений.
Колода метафорических карт «В мире животных» больше всего похожа на идеальную для ребенка книжку, где сюжет близок читателю, захватывает с первых страниц, и при этом ничего не нужно читать – все показано в картинках. Все карточки специально нарисованы в стиле «детских рисунков» и главные герои здесь – всевозможные звери. Леопарды, антилопы, коты, львы, олени, зайцы, лисы и даже слоны. Мордочки животных заслуживают отдельного внимания – художница сумела сделать их максимально выразительными и в то же время довольно нейтральными, чтобы каждый ребенок мог приписать герою свои эмоции и тем самым запустить проективный процесс.
Дети легко идентифицируют себя со зверятами. И когда я предлагаю ребенку карточки с кошками и собаками, разговор чаще всего строится ощутимо проще и глубже, чем когда я достаю картинки с изображениями других детей. Поэтому для работы с младшими школьниками я давно искала колоду, в которой привычные ребенку ситуации были показаны через призму животного мира. Этим колода «В мире животных» выгодно отличается от любимой мной колоды «Аниби», а также колод «Детство» и «Childhood». Список ситуаций, которые затрагиваются в колоде, довольно широк. Тут можно работать и с темами детско-родительских отношений, и со всем спектром отношений в семье и школе.
Колоду легко можно совмещать с абстрактными, портретными и ресурсными МАК. Для более глубокой проработки эмоций ребенка можно дополнять карточки ситуаций из набора «В мире животных» карточками с изображениями эмоций (очень хорошо тут могут идти карточки из колоды «Котейка» и колоды «Огонь, мерцающий в сосуде»).
У колоды есть простая и информативная инструкция, где описаны 4 техники работы с колодой. Но при этом с колодой можно работать всеми универсальными техники МАК.
КОМБИНИРОВАННАЯ РАБОТА С МАК «В мире животных».
Мне нравится комбинировать возможности МАК с другими терапевтическими техниками. Например, использовать карты в диагностике так, чтобы во время работы-игры дать ребенку возможность отреагировать зажатые эмоции и снизить психологическое напряжение. Так мы добиваемся сразу двух эффектов в работе: эффекта диагностического и терапевтического.
1. Мы просим ребенка рассмотреть картинки и выбрать среди них картинку с персонажем, на которого ребенок больше всего похож дома.
Дошкольникам трудно удерживать во внимании большое число карт и работать со всей колодой одновременно, поэтому им я даю не всю колоду, а заранее выбираю ограниченное число карт, которые подходят жизненной ситуации ребенка. Младшие и средние школьники при этом могут работать с большим числом карт.
2. А дальше я прошу ребенка представить, что мы с ним сейчас смотрим мультфильм про этих зверят и поставили мультик на паузу. Вот какая картинка на паузе у нас получилась!
3. А потом прошу ребенка отмотать мультик чуть-чуть назад и рассказать, с чего все начиналось, что тогда делали герои? А что чувствовали? Какая погода была у них на душе: яркое солнце, небольшие тучки, ветер, гроза? Очень интересно! А что будет, если мы немного промотаем мультик вперёд, что там будет? Ребенок может сказать, что там плохо видно, тогда предложить ему присмотреться к мультику впереди или покрутить воображаемые настройки, чтобы изображение лучше показывало. Или если ребенок ничего не видит и мультик обрывается, попросить ребенка допридумать историю, как он думает, что будет дальше? Так мы узнаем представление ребенка о ситуации, его отношение к ситуации и фантазии о будущем.
4. После уточнения ситуации я обычно даю ребенку возможность отреагировать эмоции. Для этого этапа работы хорошо заготовить различные платки, колпаки, пластиковую бижутерию для девочек и другие элементы перевоплощения. Но при желании можно обойтись и без дополнительных предметов – воображение ребенка способно все дорисовать самостоятельно.
Говорю ребенку, что сейчас мы будем с ним играть в этот мультфильм – будем ставить спектакль! При этом все роли в этом спектакле будут принадлежать ребенку. Ребенок с помощью предоставленных платков или собственного воображения перевоплощается в образ, а потом отыгрывает каждого из персонажей: и зебро-отца, сурово грозящего пальцем, и счастливую зебро-маму, и себя, конечно, себя самого. В роли зверя, разумеется. Но какая разница? Все слова будут принадлежать только ребенку и касаться только его личной ситуации.
При этом ребенок может топать ногой, изображая чей-то гнев, озвучивать и отыгрывать персонажей, как посчитает нужным. От психолога тут требуется живое участие и безусловное принятие эмоций ребенка – не забывайте, перед вами ребенок открывает свои запрятанные чувства.
Чтобы поддержать атмосферу игры, психолог может отыгрывать второго персонажа, с которым взаимодействует персонаж ребенка. Но чтобы не вносить в эту «игру» своих проекций, психологу необходимо в своих фразах «советоваться» с ребенком и выразительно повторять те варианты реакций, которые ему предоставляет ребенок.
5. Можно спросить ребенка, какой момент спектакля понравился ему больше всего и предложить проиграть этот момент еще раз, усилив эмоцию: «здорово, а можешь сказать это еще громче/еще шире раздвинуть руки?» Подбадриваем ребенка, чтобы он смог выплеснуть эмоцию сполна – обычно после этого приходит облегчение.
Если ребенок не хочет проигрывать любимый момент дважды, то заставлять его не стоит – значит, в этом образе он уже выразил все, что ему было необходимо. И работа на этот раз завершена. Обычно эта игра очень нравится детям. И дает мощный терапевтический результат. А ведь вся эта работа выстроилась на основе всего одной карты.
ВАРИАЦИИ РАБОТЫ С КОЛОДОЙ:
- Несмотря на то, что колода создавалась для работы с детьми, она хорошо работает с детскими переживаниями у взрослых – изображения в стиле детских рисунков помогают регрессии в детские состояния и работе с переживаниями и чувствами из детства.
- Можно работать с парами – давать каждому участнику выбрать карточку, отражающим свое виденье ситуации, а затем обсуждать разницу видений, потребностей и желаний.
- Работу с этой колодой можно комбинировать с многими другими техниками психотерапии – игровыми, телесными, техниками арт-терапии. На мой взгляд, рисуночные и игровые техники сочетаются с колодой наиболее хорошо!
Вариантов работы с этой колодой можно найти великое множество – кому что ближе.
Но главное достоинство здесь, на мой взгляд – это сами картинки. Дети рассматривают их с интересом. Да и сами психологи не могут оторваться от колоды, пока не рассмотрят её целиком. А ваш собственный интерес к инструменту – верный признак того, что вы действительно станете его использовать и придумывать все новые и новые варианты техник.