Автор: Андреева Светлана, коуч
Уже более пяти лет в своей работе я активно использую метафорические карты. Впервые взяв в руки колоду, то как, наверное, и у любого человека во мне заговорил скептик: "картинки сомнительного качества', "гадание - это не профессионально", "клиенты не поймут"... Масса мыслей роилась в моей голове.
Но результат превзошел ожидания. Уже на первой сессии без долгих расспросов, клиент создал свою модель бизнеса. Опираясь на несколько карт, он счастливый закончил сессию еще до окончания ее официального срока.
Эффект был и со вторым и с третьим клиентом. Какой бы ни был запрос - они находили зацепки, блоки, приходили инсайты и всегда был результат. Касалось ли это личной жизни, бизнеса, карьеры, отношений или предстоящей покупки – все это не имело значения. Практически любой запрос можно решить через карты.
Клиенты, которые осознали ценность этого инструмента, в какой-то момент начали использовать карты самостоятельно. И у них уже получалось выйти на результат без помощи коуча. Так что такого в этих картинках, что работа с ними неизбежно приводит к успеху?
Предлагаю рассмотреть этот вопрос с нескольких ракурсов.
1. Одна и та же карта воспринимается разными людьми по разному. Глобально имеет другой смысл или отличия кроются в отдельных деталях, но я не встречала двух человек, которые бы абсолютно идентично описали одну и ту же карту. Картинка одна, а восприятие разное, порой прямо противоположное. Причина в том, что каждый человек воспринимает окружающий мир через призму своего опыта, воспитания, ценностей, ограничений, уровня компетенций и множества других факторов, которые и формируют его личность. А так как нет двух одинаковых людей, то и двух одинаковых восприятий картин также нет.
2. Следующий феномен в том, что один и тот же человек в разное время воспринимает одну и ту же картину по-разному. При этом искренне удивляется, как он не заметил каких-то деталей в предыдущий раз. Но на самом деле, эти детали были просто не существенны для его состояния в прошедший период. Каждый из нас видит и замечает в окружающем мире исключительно то, чем занято мышление. О чем человек переживает, о чем думает, что занимает большую часть его мыслей, какое у него эмоциональное состояние в момент работы с картами - именно в этом направлении и будет восприятие картины. Есть упражнение при котором необходимо разложить колоду на три части - позитивные сюжеты, негативные и нейтральные. И клиент в разный период жизни, находясь в разном эмоциональном состоянии сформировал абсолютно разные и по количеству, и по содержанию стопки карт. При этом, в момент, когда он был на подъеме, в позитивном расположении духа - 80% карт он разместил в позитивную стопку. А в момент апатии в эту стопку попало только около 30% колоды. Ощутите разницу! Карты одни и те же, а результат разный. Наше восприятие меняется от нашего настроения даже в краткосрочной перспективе, а если мы "залипли" в какой то эмоции, то и восприятие "залипает". То, что раньше казалось ярким и жизнеутверждающим, может восприниматься как безвкусное и мрачное. И картина ни при чем - ни сюжет, ни используемая в ней палитра красок - все исходит исключительно от нашего восприятия.
3. Ещё один интересный факт в работе с картами. Есть два варианта реакции на картину: "это про меня" и "я смотрю со стороны". То есть человек себя или воспринимает как часть сюжета, или отказывается видеть себя среди персонажей. Причина кроется в убеждениях и ценностях каждого человека. На изображении, в котором передается ценность, какое-то позитивное, для работающего с картами, проявление или действие, он видит себя участником. Если сюжет карты воспринимается как что-то недостойное или неприличное, то с собой этот сюжет человек не отождествляет. В любом случае, для психологов или коучей, это уже говорит о многом. Если работа ведётся самостоятельно, без сопровождения специалиста, то важно быть честным с самим собой и признавать не только свои позитивные проявления, но и темную сторону, что даётся далеко не всем и точно не легко.
4. Следующий момент в работе с картами, который раскрывает тайну их эффективности исходит как раз из их безопасности для эго человека. Мы осознанно или невольно находимся в обороне. Защищаем свои границы, свое право, свои убеждения - свою психологическую и эмоциональную безопасность. И если, во время сессии, с первой вытянутой картой, клиент ещё осторожничает - он зачастую не знает что ожидать и аккуратно выдает информацию. То к третьей карте уже относится спокойно, расслабленно, снимает внутренние ограничители и выдает все свои эмоции, ощущения и мысли по поводу картины в чистом виде, не фильтруя и не подвергая цензуре. Однажды был случай, когда интеллигентная девушка, увлекшись работой с картами начала использовать мат, сама того не замечая - настолько были сняты внутренние ограничения. Карты - это безопасно, это картинки и сюжеты, которые вне нашего мира и к нам "не имеют отношение". Снятие барьеров помогает человеку вытащить самые глубинные мысли и чувства, которые порой он прячет от самого себя.
Итак, суммируем результат и подводим итог на вопрос "почему карты работают?".
Особенность работы мозга человека даёт ему возможность видеть только то, что для этого человека важно именно в текущий момент времени. Каждый видит изображение через призму своего восприятия мира, своих ценностей и ограничений и через эмоциональное состояние, но при этом не отождествляя себя с картинкой, то есть - безопасно для нашей психики. Поэтому, каждая карта - про того человека, который ее вытянул. Да и вообще каждая карта в колоде про того же человека. Не важно, какую карту вытащить - подсказка гарантирована. Остаётся только интерпретировать ее под свой запрос. А это даётся только с практикой.
Недавно пересчитала свои колоды метафорических карт. Их у меня накопилось за годы практики целых 24 шт. Однако я заметила, что последние полгода пользуюсь только одной колодой. Это совершенно новая колода метафорических ассоциативных карт. Называется она «Алгоритм». Отличительной особенностью карт является то, что в качестве картинок используются настоящие произведения искусства. Очень необычные, глубокие и просто красивые картины художника Сергея Колесникова.
Уже более пяти лет в своей работе я активно использую метафорические карты. Впервые взяв в руки колоду, то как, наверное, и у любого человека во мне заговорил скептик: "картинки сомнительного качества', "гадание - это не профессионально", "клиенты не поймут"... Масса мыслей роилась в моей голове.
Но результат превзошел ожидания. Уже на первой сессии без долгих расспросов, клиент создал свою модель бизнеса. Опираясь на несколько карт, он счастливый закончил сессию еще до окончания ее официального срока.
Эффект был и со вторым и с третьим клиентом. Какой бы ни был запрос - они находили зацепки, блоки, приходили инсайты и всегда был результат. Касалось ли это личной жизни, бизнеса, карьеры, отношений или предстоящей покупки – все это не имело значения. Практически любой запрос можно решить через карты.
Клиенты, которые осознали ценность этого инструмента, в какой-то момент начали использовать карты самостоятельно. И у них уже получалось выйти на результат без помощи коуча. Так что такого в этих картинках, что работа с ними неизбежно приводит к успеху?
Предлагаю рассмотреть этот вопрос с нескольких ракурсов.
1. Одна и та же карта воспринимается разными людьми по разному. Глобально имеет другой смысл или отличия кроются в отдельных деталях, но я не встречала двух человек, которые бы абсолютно идентично описали одну и ту же карту. Картинка одна, а восприятие разное, порой прямо противоположное. Причина в том, что каждый человек воспринимает окружающий мир через призму своего опыта, воспитания, ценностей, ограничений, уровня компетенций и множества других факторов, которые и формируют его личность. А так как нет двух одинаковых людей, то и двух одинаковых восприятий картин также нет.
2. Следующий феномен в том, что один и тот же человек в разное время воспринимает одну и ту же картину по-разному. При этом искренне удивляется, как он не заметил каких-то деталей в предыдущий раз. Но на самом деле, эти детали были просто не существенны для его состояния в прошедший период. Каждый из нас видит и замечает в окружающем мире исключительно то, чем занято мышление. О чем человек переживает, о чем думает, что занимает большую часть его мыслей, какое у него эмоциональное состояние в момент работы с картами - именно в этом направлении и будет восприятие картины. Есть упражнение при котором необходимо разложить колоду на три части - позитивные сюжеты, негативные и нейтральные. И клиент в разный период жизни, находясь в разном эмоциональном состоянии сформировал абсолютно разные и по количеству, и по содержанию стопки карт. При этом, в момент, когда он был на подъеме, в позитивном расположении духа - 80% карт он разместил в позитивную стопку. А в момент апатии в эту стопку попало только около 30% колоды. Ощутите разницу! Карты одни и те же, а результат разный. Наше восприятие меняется от нашего настроения даже в краткосрочной перспективе, а если мы "залипли" в какой то эмоции, то и восприятие "залипает". То, что раньше казалось ярким и жизнеутверждающим, может восприниматься как безвкусное и мрачное. И картина ни при чем - ни сюжет, ни используемая в ней палитра красок - все исходит исключительно от нашего восприятия.
3. Ещё один интересный факт в работе с картами. Есть два варианта реакции на картину: "это про меня" и "я смотрю со стороны". То есть человек себя или воспринимает как часть сюжета, или отказывается видеть себя среди персонажей. Причина кроется в убеждениях и ценностях каждого человека. На изображении, в котором передается ценность, какое-то позитивное, для работающего с картами, проявление или действие, он видит себя участником. Если сюжет карты воспринимается как что-то недостойное или неприличное, то с собой этот сюжет человек не отождествляет. В любом случае, для психологов или коучей, это уже говорит о многом. Если работа ведётся самостоятельно, без сопровождения специалиста, то важно быть честным с самим собой и признавать не только свои позитивные проявления, но и темную сторону, что даётся далеко не всем и точно не легко.
4. Следующий момент в работе с картами, который раскрывает тайну их эффективности исходит как раз из их безопасности для эго человека. Мы осознанно или невольно находимся в обороне. Защищаем свои границы, свое право, свои убеждения - свою психологическую и эмоциональную безопасность. И если, во время сессии, с первой вытянутой картой, клиент ещё осторожничает - он зачастую не знает что ожидать и аккуратно выдает информацию. То к третьей карте уже относится спокойно, расслабленно, снимает внутренние ограничители и выдает все свои эмоции, ощущения и мысли по поводу картины в чистом виде, не фильтруя и не подвергая цензуре. Однажды был случай, когда интеллигентная девушка, увлекшись работой с картами начала использовать мат, сама того не замечая - настолько были сняты внутренние ограничения. Карты - это безопасно, это картинки и сюжеты, которые вне нашего мира и к нам "не имеют отношение". Снятие барьеров помогает человеку вытащить самые глубинные мысли и чувства, которые порой он прячет от самого себя.
Итак, суммируем результат и подводим итог на вопрос "почему карты работают?".
Особенность работы мозга человека даёт ему возможность видеть только то, что для этого человека важно именно в текущий момент времени. Каждый видит изображение через призму своего восприятия мира, своих ценностей и ограничений и через эмоциональное состояние, но при этом не отождествляя себя с картинкой, то есть - безопасно для нашей психики. Поэтому, каждая карта - про того человека, который ее вытянул. Да и вообще каждая карта в колоде про того же человека. Не важно, какую карту вытащить - подсказка гарантирована. Остаётся только интерпретировать ее под свой запрос. А это даётся только с практикой.
Недавно пересчитала свои колоды метафорических карт. Их у меня накопилось за годы практики целых 24 шт. Однако я заметила, что последние полгода пользуюсь только одной колодой. Это совершенно новая колода метафорических ассоциативных карт. Называется она «Алгоритм». Отличительной особенностью карт является то, что в качестве картинок используются настоящие произведения искусства. Очень необычные, глубокие и просто красивые картины художника Сергея Колесникова.