Метафорические карты в профориентационной работе
Автор: Пестрикова Екатерина Александровна, руководитель проектов автономной некоммерческой организации Центра профориентации и содействия в трудоустройстве «ПрофКузница»
Реализация профориентационной работы осуществляется в различных формах и с применением разнообразных методов. Выделяют основные направления профориентационной работы: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное.
Достаточно часто приходиться сталкиваться с тем, что некоторые специалисты, занимающиеся профориентацией, начинают свою работу с диагностики игнорируя активизирующие методы работы.
Основное назначение таких методов – помочь подростку занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе. Активизирующие методы не только и не столько информируют клиента (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробуждают его интерес к миру профессий и желание реализовать себя в труде.
В своей статье мы хотим уделить внимание активизирующим методам профориентационной работы, а именно метафорическим ассоциативным картам. МАК со всей уверенностью можно отнести к активизирующим профориентационным методам. Наиболее широко вопрос активизирующих методик раскрыл Н.С. Пряжников. Среди этих методов можно выделить профориентационные упражнения, профориентационные игры, профориентационные бланковые и карточные методики, настольные карточные игры.
Какие же характеристики объединяют активизирующие методики?
1. Добровольность участия. Кто же откажется поиграть?
2. Увлекательность и интересность.
3. Личная значимость для играющих.
4. Двупланность действий, предполагающая с одной стороны план реальных действий, а с другой — план вымышленных, воображаемых действий. И чем больше выражен план воображаемых действий, тем больше возможностей для подлинного воплощения. Напомним, что в профориентационных консультациях психолог работает, как правило, с воображаемыми обстоятельствами, например, воображение «идеальной жизни».
5. Выделение специфических проблем и определение целей.
Таким образом, мы видим, что метафорические ассоциативные карты в полной мере обладают всеми признаками активизирующих методов профориентационной работы. Н. С. Пряжеников рекомендует использовать в профориентационной работе карточные бланковые методики с написанными на них ситуациями или определениями, но метафорические карты воздействуют на человека и с помощью образа, и с помощью надписей (на текстовых картах). Таким образом, ведется работа не только на поверхностном уровне, но и подключаются более глубинные эмоциональные переживания, у которых больший профориентационный потенциал. Образы, используемые в метафорических картах, помогают также тем, кто не очень хорошо оперирует профориентационными понятиями. Профориентационные метафорические карты помогают подросткам узнать себя, понять свои желания и способности. Да и сами психологи-профориентологи получают о клиенте больше информации, чем при использовании стандартных текстовых методик.
Настольные карточные игровые методики позволяют моделировать в простых формах проблемы личностного и профессионального самоопределения. Это позволяет использовать данные методики как «домашнее» средство для самостоятельного их проведения детьми и родителями, а также многократного проигрыша этих процедур [5, с. 90].
МАК великолепно подходят для индивидуальной работы. Действие метафорических карт основано на психологическом механизме проекции, когда изображение на карте существует во взаимосвязи с желаниями и чувствами подростка, всем тем, что составляет внутренний мир ребенка [2, с. 19].
Подросток исходя из своего жизненного опыта сам формирует смысл изображения, не всегда школьники могут подобрать соответствующие слова и определения и именно в индивидуальной консультации МАК помогают найти общий язык.
Метафорические ассоциативные карты отлично встраиваются в работу группы. В этом нет ничего удивительного, ведь первые колоды создавались для групповых «игр», подразумевающих нескольких участников. МАК быстро и эффективно решают самый первый запрос – «запуск» группы. Использование карт в виде психологической разминки позволяет избежать потерь времени на преодоление настороженности и отстраненности, возможного негативизма [3, с. 71].
Среди известных профориентационных МАК можно выделить: метафорические ассоциативные карты «Компас выбора профессии» (автор Олег Блинов), МАК «Профессии» (автор Алексей Ураев) и МАК «Мой верный путь» (автор Натали Мартуханова). Карты, представленные в этих колодах достаточно продуктивные, но, к сожалению, из-за внешних причин в данное время не издаются.
Мы хотим представить вашему вниманию две колоды метафорических карт для профориентационной работы. С ними можно работать как по отдельности и вместе.
Первая колода «Профессии и Действия». Очень часто профориентационные МАК, выпускаются с изображениями профессий, и, так как очень часто подростки не всегда обладают информацией о том, чем занимается тот или иной профессионал, или эта информация неполная или неверная, мы решили предложить вариант МАК с изображениями профессиональных действий. И таким образом при работе с МАК «Профессии и действия» происходит анализ не какой-то определенной профессии, а ведущего вида деятельности. При создании МАК «Профессии и действия» мы опирались на созданную Н.С. Пряжниковым активизирующую профориентационную методику «Будь готов» и дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
С помощью данного набора можно:
1. выявить профессиональные предпочтения;
2. повысить уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;
3. увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора;
4. выявить предрасположенности человека, которые выражаются в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий.
Стоит обратить внимание, что все изображения созданы нейросетью. Набор МАК «Профессии и действия» включает в себя:
• 65 карт с изображениями профессиональных действий, которые можно разделить на 5 типов профессий по методике ДДО Е.А. Климова (природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — З; художественный образ — Х.).
• 35 текстовых карт с группами профессий, которые в свою очередь тоже можно разделить на те же 5 типов профессий. Очень важно! На карточках изображены не профессии, а обычные люди! Надписей на карточках нет, только номера.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые можно использовать в работе.
Упражнение «Мне нравится и у меня это получается» (работа с картинками и с текстовыми картами).
Цель: выявление предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий.
Консультант уточняет запрос клиента, уточняет, пытался ли клиент уже как-то решать этот вопрос. Консультант предлагает познакомиться с изображениями действий на картах. Консультируемый должен оценить, смог бы он на данном этапе своего развития успешно выполнять каждое из этих действий. Необходимо выделить карты в четыре группы:
1. Мне нравится этим заниматься и это у меня хорошо получается.
2. Мне скорее нравится этим заниматься, но это у меня не очень хорошо получается.
3. Мне скорее не нравится этим заниматься.
4. Мне не нравится этим заниматься.
Для работы выберем карты, отложенные в первую группу. Консультируемому предлагается разложить эти карты в порядке приоритетности. Выбрать 2–3 самых значимых картинки. Далее из подходящей группы профессий (текстовые карточки) выбираем профессии, максимально подходящие к приоритетным действиям. Анализируем, насколько та или иная профессия интересна или подходит для консультируемого. Так же анализируем четвертую группу (те, которые не нравятся), какие профессии могут соответствовать этой группе, соответственно их следует исключить из предполагаемого выбора. Вопросы в помощь:
Что для Вас важно в жизни (цели, ценности)? Если клиент не знает, как ответить, то можно подсказать: семья, успех, деньги и т.п. Насколько они соотносятся с будущей предполагаемой профессией?
Ваши ближайшие и удаленные по времени цели? Насколько они соотносятся с будущей профессией?
Что Вы ожидаете от будущей профессии? Какой уровень образования Вы
планируете получить? Какое образование необходимо для предполагаемой профессии?
Какие проблемы могут быть на пути приобретения профессии? Что или кто может помочь решении этих проблем?
Как выбранная профессия может повлиять на ваше окружение (семью, друзей)?
Что Вы знаете о профессии? Если информации недостаточно, то, где можно узнать (интернет, знакомые, временное трудоустройство)?
Как изменится ваша жизнь, когда вы будете работать по данной профессии? Представьте свой идеальный рабочий день.
Как он соотносится с выбранной профессией?
В дополнение можно проанализировать предполагаемую профессию с помощью текстовых метафорических карт «Формула профессий. XXI век».
Упражнение «Я и мои близкие…» (работа только с картинками).
Цель: актуализация профессиональных ценностей и мотивов.
Консультант предлагает выбрать по три-пять карт, соответствующих действиям, которые, по мнению клиента, продолжали бы следующие предложения: я считаю, что у меня хорошо получается… Мои родители считают, что у меня хорошо получается… Учителя считают, что у меня хорошо получается… Друзья считают, что у меня хорошо получается… Как и в технике выше, ищем общие карты, сравниваем, анализируем, подбираем возможные профессии. Вопросы в помощь:
Какие карты совпадают?
Какой профессии они могут соответствовать? Что вы знаете об этой профессии?
Твое отношение к этой профессии? Рассматриваешь ли ты ее как вероятную?
Игра «Пять карт» (работа в группе, только с картинками).
Эта игра проводится среди учащихся, которые достаточно хорошо знают друг друга. Ведущий раздает каждому участнику по 5 карт из колоды с изображениями. Каждый участник по очереди представляет одну карту и объявляет, подходят ли действия, представленные на карте, ему лично, хотел бы он освоить профессию, где присутствуют эти действия. Если действия подходят участнику, он оставляет у себя карту, если нет, то он предлагает ее кому-нибудь из игроков и обосновывает, почему эта профессия подходит другому. Если участник, которому предложили взять карту, соглашается, что действие подходит ему, он оставляет ее у себя, если нет, карта может быть забрана другим участником по желанию (с обоснованием), либо сброшена в «мусорку». После этого ход переходит к следующему игроку. Игра идет до того момента, когда все изначально полученные карты у всех игроков будут обсуждены и распределены. На завершающем этапе каждый участник представляет свой набор карточек-действий, которые ему подходят, и дает оценку — доволен он этим набором или нет.
Текстовые карты для анализа профессий «Формула профессий. XXI век».
Часто ли при выборе профессии мы задумываемся о различных гранях того или иного труда? Из каких маленьких (или больших) элементов состоит каждодневный труд профессионала? Как не ошибиться в выборе профессии? На создание данных текстовых карт нас вдохновила методика «Формула профессий», разработанная Е. Климовым, которая включала в себя четыре группы характеристик профессиональной деятельности. В дальнейшем Н.С. Пряжников создал на основе этой методики профессьянс «Формула-5», которая включает уже пять групп карточек и «Схему анализа профессии» в форме таблицы. Разработанная нами методика учитывает современные тенденции и требования к профессиям и удобна в использовании как в консультативной работе, так и в групповых играх.
Текстовые карты «Формула профессий. XXI век» созданы для анализа, поиска или уточнения выбранной профессии, а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Набор включает в себя: 100 текстовых карт, которые делятся на 10 подгрупп (характеристик профессий).
Текстовые карты «Формула профессий» помогут решить следующие задачи:
1. Цель, мотив труда (зачем, для чего работать).
2. Вид деятельности.
3. Место работы (где работать).
4. С кем работать (предмет труда).
5. С чем работать (предмет труда).
6. Специфика труда (внешние проявления).
7. Специфика труда (внутренние проявления, характер общения и поведения).
8. Трудности в профессии.
9. Преимущества профессии.
ВАЖНО! В каждой формуле может быть не один, а несколько элементов одного вида!
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые можно использовать в работе.
Упражнение «Составь свою формулу».
Цель: развитие способности структурировать свои знания о той или иной профессии.
Из каждой группы карточек выбери те карточки-элементы, которые тебе больше всего нравятся. Для начала, выдели предпочитаемые элементы и те, которые неприемлемы. Из тех, которые попали в категорию «предпочитаемые», составь
«формулу профессии». Подумайте, какие профессии могут подойти к получившейся «формуле». Вопросы в помощь:
Что для Вас главное в будущем? Для чего Вы будете работать?
Есть ли опыт в каких-то определенных сферах деятельности? Что у Вас хорошо получается или могло бы хорошо получаться?
Где комфортнее всего работать? Дома? В офисе? Где-то еще?
Вам комфортно общаться с людьми, если да, то какого возраста? С животными? Нравится работа на природе? Получаете удовольствие от необычных и неожиданных ситуаций?
Ваша будущая работа связана с физическими нагрузками, движением или наоборот статична?
Какие способности из предложенных у Вас преобладают, какие, возможно, хотите развить?
Какие трудности в профессии Вас пугают меньше всего?
Какое преимущество в профессии для Вас было бы самым желаемым? Любите ли Вы учиться? Как удобнее получать образование?
Есть ли профессии, которые Вам нравятся, но какие-то элементы формулы не подходят к этой деятельности? Готовы ли Вы смириться и работать в неудобных условиях?
Упражнение «Составь формулу»
Цель: развитие способности структурировать свои знания о той или иной профессии.
Если Вы уже определились с профессией, перед тем как собрать формулу предпочитаемой профессии, выберите те элементы, которые бы не хотели, чтобы присутствовать в вашей профессиональной жизни, и те элементы, которые были бы для нее идеальны. А далее соберите «формулу» и проанализируйте слабые места.
Вопросы в помощь:
Легко ли собрать формулу по интересной Вам профессии?
Есть ли в формуле элементы, которые Вы отложили в первой части задания?
Среди нежелательных и среди приоритетных?
Что для Вас главное в профессии, для чего Вы будете работать? Соответствует ли Ваше желание выбранной профессии?
Соответствует ли вид деятельности выбранной профессии Вашим способностям? Хорошо ли у Вас получается… (управлять, конструировать, исследовать и т.д.)?
Комфортно ли Вам будет работать в том месте, где трудятся представители выбранной профессии?
В какой позе Вам комфортнее работать, как передвигаться?
Какие качества из представленных (инициативность, наблюдательность и т.п.) у Вас наиболее развиты?
Какие трудности в профессии Вы будете готовы преодолеть? Какие из преимуществ профессии для Вас самые желаемые? Какой уровень образования для Вас предпочитаем?
Упражнение «Хочу и могу».
Цель: уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям.
Выберите из каждой подгруппы наиболее привлекательные карточки. А теперь аргументируйте, насколько ваши способности подходят для того или иного элемента. Вопросы в помощь: какие качества из тех, которыми Вы обладаете, наиболее подходят для выбранной цели деятельности? Например, если Вы выбрали «Власть, менеджмент», то назовите качества необходимые для руководителя, Вы обладаете ими? Если вид деятельности «Контроль», то назовите имеющиеся у Вас качества, соответствующие этому виду. И так далее по каждой группе карточек. Если Вам тяжело назвать Ваши качества к определенной карточке, подумайте, с чем это связано, можно ли заменить эту карточку?
Таким образом, мы видим, что возможности метафорических ассоциативных карт в профориентации достаточно широки и их применение в работе с подростками и взрослыми может быть достаточно эффективно.
Список использованной литературы
1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. Новосибирск, 2017, 200 с.
2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Принципы и способы использования ассоциативных карт в психологии и психотерапии // Смальта. 2015, №1. С. 19–23
3. Интерлейб, М.Б. «Психотерапия и метафорические карты» М.: Эксмо, 2023, 256 с.
4. Климов, Е.А. «Введение в психологию труда» Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, 350 с.
5. Пряжников, Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники» М.: ВАКО, 2005, 288 с.
6. Резапкина, Г.В. «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника», М.: Генезис, 2005, 140 с
Реализация профориентационной работы осуществляется в различных формах и с применением разнообразных методов. Выделяют основные направления профориентационной работы: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное.
Достаточно часто приходиться сталкиваться с тем, что некоторые специалисты, занимающиеся профориентацией, начинают свою работу с диагностики игнорируя активизирующие методы работы.
Основное назначение таких методов – помочь подростку занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе. Активизирующие методы не только и не столько информируют клиента (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробуждают его интерес к миру профессий и желание реализовать себя в труде.
В своей статье мы хотим уделить внимание активизирующим методам профориентационной работы, а именно метафорическим ассоциативным картам. МАК со всей уверенностью можно отнести к активизирующим профориентационным методам. Наиболее широко вопрос активизирующих методик раскрыл Н.С. Пряжников. Среди этих методов можно выделить профориентационные упражнения, профориентационные игры, профориентационные бланковые и карточные методики, настольные карточные игры.
Какие же характеристики объединяют активизирующие методики?
1. Добровольность участия. Кто же откажется поиграть?
2. Увлекательность и интересность.
3. Личная значимость для играющих.
4. Двупланность действий, предполагающая с одной стороны план реальных действий, а с другой — план вымышленных, воображаемых действий. И чем больше выражен план воображаемых действий, тем больше возможностей для подлинного воплощения. Напомним, что в профориентационных консультациях психолог работает, как правило, с воображаемыми обстоятельствами, например, воображение «идеальной жизни».
5. Выделение специфических проблем и определение целей.
Таким образом, мы видим, что метафорические ассоциативные карты в полной мере обладают всеми признаками активизирующих методов профориентационной работы. Н. С. Пряжеников рекомендует использовать в профориентационной работе карточные бланковые методики с написанными на них ситуациями или определениями, но метафорические карты воздействуют на человека и с помощью образа, и с помощью надписей (на текстовых картах). Таким образом, ведется работа не только на поверхностном уровне, но и подключаются более глубинные эмоциональные переживания, у которых больший профориентационный потенциал. Образы, используемые в метафорических картах, помогают также тем, кто не очень хорошо оперирует профориентационными понятиями. Профориентационные метафорические карты помогают подросткам узнать себя, понять свои желания и способности. Да и сами психологи-профориентологи получают о клиенте больше информации, чем при использовании стандартных текстовых методик.
Настольные карточные игровые методики позволяют моделировать в простых формах проблемы личностного и профессионального самоопределения. Это позволяет использовать данные методики как «домашнее» средство для самостоятельного их проведения детьми и родителями, а также многократного проигрыша этих процедур [5, с. 90].
МАК великолепно подходят для индивидуальной работы. Действие метафорических карт основано на психологическом механизме проекции, когда изображение на карте существует во взаимосвязи с желаниями и чувствами подростка, всем тем, что составляет внутренний мир ребенка [2, с. 19].
Подросток исходя из своего жизненного опыта сам формирует смысл изображения, не всегда школьники могут подобрать соответствующие слова и определения и именно в индивидуальной консультации МАК помогают найти общий язык.
Метафорические ассоциативные карты отлично встраиваются в работу группы. В этом нет ничего удивительного, ведь первые колоды создавались для групповых «игр», подразумевающих нескольких участников. МАК быстро и эффективно решают самый первый запрос – «запуск» группы. Использование карт в виде психологической разминки позволяет избежать потерь времени на преодоление настороженности и отстраненности, возможного негативизма [3, с. 71].
Среди известных профориентационных МАК можно выделить: метафорические ассоциативные карты «Компас выбора профессии» (автор Олег Блинов), МАК «Профессии» (автор Алексей Ураев) и МАК «Мой верный путь» (автор Натали Мартуханова). Карты, представленные в этих колодах достаточно продуктивные, но, к сожалению, из-за внешних причин в данное время не издаются.
Мы хотим представить вашему вниманию две колоды метафорических карт для профориентационной работы. С ними можно работать как по отдельности и вместе.
Первая колода «Профессии и Действия». Очень часто профориентационные МАК, выпускаются с изображениями профессий, и, так как очень часто подростки не всегда обладают информацией о том, чем занимается тот или иной профессионал, или эта информация неполная или неверная, мы решили предложить вариант МАК с изображениями профессиональных действий. И таким образом при работе с МАК «Профессии и действия» происходит анализ не какой-то определенной профессии, а ведущего вида деятельности. При создании МАК «Профессии и действия» мы опирались на созданную Н.С. Пряжниковым активизирующую профориентационную методику «Будь готов» и дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
С помощью данного набора можно:
1. выявить профессиональные предпочтения;
2. повысить уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;
3. увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора;
4. выявить предрасположенности человека, которые выражаются в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий.
Стоит обратить внимание, что все изображения созданы нейросетью. Набор МАК «Профессии и действия» включает в себя:
• 65 карт с изображениями профессиональных действий, которые можно разделить на 5 типов профессий по методике ДДО Е.А. Климова (природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — З; художественный образ — Х.).
• 35 текстовых карт с группами профессий, которые в свою очередь тоже можно разделить на те же 5 типов профессий. Очень важно! На карточках изображены не профессии, а обычные люди! Надписей на карточках нет, только номера.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые можно использовать в работе.
Упражнение «Мне нравится и у меня это получается» (работа с картинками и с текстовыми картами).
Цель: выявление предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий.
Консультант уточняет запрос клиента, уточняет, пытался ли клиент уже как-то решать этот вопрос. Консультант предлагает познакомиться с изображениями действий на картах. Консультируемый должен оценить, смог бы он на данном этапе своего развития успешно выполнять каждое из этих действий. Необходимо выделить карты в четыре группы:
1. Мне нравится этим заниматься и это у меня хорошо получается.
2. Мне скорее нравится этим заниматься, но это у меня не очень хорошо получается.
3. Мне скорее не нравится этим заниматься.
4. Мне не нравится этим заниматься.
Для работы выберем карты, отложенные в первую группу. Консультируемому предлагается разложить эти карты в порядке приоритетности. Выбрать 2–3 самых значимых картинки. Далее из подходящей группы профессий (текстовые карточки) выбираем профессии, максимально подходящие к приоритетным действиям. Анализируем, насколько та или иная профессия интересна или подходит для консультируемого. Так же анализируем четвертую группу (те, которые не нравятся), какие профессии могут соответствовать этой группе, соответственно их следует исключить из предполагаемого выбора. Вопросы в помощь:
Что для Вас важно в жизни (цели, ценности)? Если клиент не знает, как ответить, то можно подсказать: семья, успех, деньги и т.п. Насколько они соотносятся с будущей предполагаемой профессией?
Ваши ближайшие и удаленные по времени цели? Насколько они соотносятся с будущей профессией?
Что Вы ожидаете от будущей профессии? Какой уровень образования Вы
планируете получить? Какое образование необходимо для предполагаемой профессии?
Какие проблемы могут быть на пути приобретения профессии? Что или кто может помочь решении этих проблем?
Как выбранная профессия может повлиять на ваше окружение (семью, друзей)?
Что Вы знаете о профессии? Если информации недостаточно, то, где можно узнать (интернет, знакомые, временное трудоустройство)?
Как изменится ваша жизнь, когда вы будете работать по данной профессии? Представьте свой идеальный рабочий день.
Как он соотносится с выбранной профессией?
В дополнение можно проанализировать предполагаемую профессию с помощью текстовых метафорических карт «Формула профессий. XXI век».
Упражнение «Я и мои близкие…» (работа только с картинками).
Цель: актуализация профессиональных ценностей и мотивов.
Консультант предлагает выбрать по три-пять карт, соответствующих действиям, которые, по мнению клиента, продолжали бы следующие предложения: я считаю, что у меня хорошо получается… Мои родители считают, что у меня хорошо получается… Учителя считают, что у меня хорошо получается… Друзья считают, что у меня хорошо получается… Как и в технике выше, ищем общие карты, сравниваем, анализируем, подбираем возможные профессии. Вопросы в помощь:
Какие карты совпадают?
Какой профессии они могут соответствовать? Что вы знаете об этой профессии?
Твое отношение к этой профессии? Рассматриваешь ли ты ее как вероятную?
Игра «Пять карт» (работа в группе, только с картинками).
Эта игра проводится среди учащихся, которые достаточно хорошо знают друг друга. Ведущий раздает каждому участнику по 5 карт из колоды с изображениями. Каждый участник по очереди представляет одну карту и объявляет, подходят ли действия, представленные на карте, ему лично, хотел бы он освоить профессию, где присутствуют эти действия. Если действия подходят участнику, он оставляет у себя карту, если нет, то он предлагает ее кому-нибудь из игроков и обосновывает, почему эта профессия подходит другому. Если участник, которому предложили взять карту, соглашается, что действие подходит ему, он оставляет ее у себя, если нет, карта может быть забрана другим участником по желанию (с обоснованием), либо сброшена в «мусорку». После этого ход переходит к следующему игроку. Игра идет до того момента, когда все изначально полученные карты у всех игроков будут обсуждены и распределены. На завершающем этапе каждый участник представляет свой набор карточек-действий, которые ему подходят, и дает оценку — доволен он этим набором или нет.
Текстовые карты для анализа профессий «Формула профессий. XXI век».
Часто ли при выборе профессии мы задумываемся о различных гранях того или иного труда? Из каких маленьких (или больших) элементов состоит каждодневный труд профессионала? Как не ошибиться в выборе профессии? На создание данных текстовых карт нас вдохновила методика «Формула профессий», разработанная Е. Климовым, которая включала в себя четыре группы характеристик профессиональной деятельности. В дальнейшем Н.С. Пряжников создал на основе этой методики профессьянс «Формула-5», которая включает уже пять групп карточек и «Схему анализа профессии» в форме таблицы. Разработанная нами методика учитывает современные тенденции и требования к профессиям и удобна в использовании как в консультативной работе, так и в групповых играх.
Текстовые карты «Формула профессий. XXI век» созданы для анализа, поиска или уточнения выбранной профессии, а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Набор включает в себя: 100 текстовых карт, которые делятся на 10 подгрупп (характеристик профессий).
Текстовые карты «Формула профессий» помогут решить следующие задачи:
- Развитие целенаправленного профессионального выбора.
- Расширение представлений подростков и взрослых о мире профессий и их особенностях труда.
- Уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям.
- Анализ различных элементов профессий, выявление наиболее привлекательных и сложных для каждого человека сторон трудовой деятельности.
- Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений.
1. Цель, мотив труда (зачем, для чего работать).
2. Вид деятельности.
3. Место работы (где работать).
4. С кем работать (предмет труда).
5. С чем работать (предмет труда).
6. Специфика труда (внешние проявления).
7. Специфика труда (внутренние проявления, характер общения и поведения).
8. Трудности в профессии.
9. Преимущества профессии.
ВАЖНО! В каждой формуле может быть не один, а несколько элементов одного вида!
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые можно использовать в работе.
Упражнение «Составь свою формулу».
Цель: развитие способности структурировать свои знания о той или иной профессии.
Из каждой группы карточек выбери те карточки-элементы, которые тебе больше всего нравятся. Для начала, выдели предпочитаемые элементы и те, которые неприемлемы. Из тех, которые попали в категорию «предпочитаемые», составь
«формулу профессии». Подумайте, какие профессии могут подойти к получившейся «формуле». Вопросы в помощь:
Что для Вас главное в будущем? Для чего Вы будете работать?
Есть ли опыт в каких-то определенных сферах деятельности? Что у Вас хорошо получается или могло бы хорошо получаться?
Где комфортнее всего работать? Дома? В офисе? Где-то еще?
Вам комфортно общаться с людьми, если да, то какого возраста? С животными? Нравится работа на природе? Получаете удовольствие от необычных и неожиданных ситуаций?
Ваша будущая работа связана с физическими нагрузками, движением или наоборот статична?
Какие способности из предложенных у Вас преобладают, какие, возможно, хотите развить?
Какие трудности в профессии Вас пугают меньше всего?
Какое преимущество в профессии для Вас было бы самым желаемым? Любите ли Вы учиться? Как удобнее получать образование?
Есть ли профессии, которые Вам нравятся, но какие-то элементы формулы не подходят к этой деятельности? Готовы ли Вы смириться и работать в неудобных условиях?
Упражнение «Составь формулу»
Цель: развитие способности структурировать свои знания о той или иной профессии.
Если Вы уже определились с профессией, перед тем как собрать формулу предпочитаемой профессии, выберите те элементы, которые бы не хотели, чтобы присутствовать в вашей профессиональной жизни, и те элементы, которые были бы для нее идеальны. А далее соберите «формулу» и проанализируйте слабые места.
Вопросы в помощь:
Легко ли собрать формулу по интересной Вам профессии?
Есть ли в формуле элементы, которые Вы отложили в первой части задания?
Среди нежелательных и среди приоритетных?
Что для Вас главное в профессии, для чего Вы будете работать? Соответствует ли Ваше желание выбранной профессии?
Соответствует ли вид деятельности выбранной профессии Вашим способностям? Хорошо ли у Вас получается… (управлять, конструировать, исследовать и т.д.)?
Комфортно ли Вам будет работать в том месте, где трудятся представители выбранной профессии?
В какой позе Вам комфортнее работать, как передвигаться?
Какие качества из представленных (инициативность, наблюдательность и т.п.) у Вас наиболее развиты?
Какие трудности в профессии Вы будете готовы преодолеть? Какие из преимуществ профессии для Вас самые желаемые? Какой уровень образования для Вас предпочитаем?
Упражнение «Хочу и могу».
Цель: уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям.
Выберите из каждой подгруппы наиболее привлекательные карточки. А теперь аргументируйте, насколько ваши способности подходят для того или иного элемента. Вопросы в помощь: какие качества из тех, которыми Вы обладаете, наиболее подходят для выбранной цели деятельности? Например, если Вы выбрали «Власть, менеджмент», то назовите качества необходимые для руководителя, Вы обладаете ими? Если вид деятельности «Контроль», то назовите имеющиеся у Вас качества, соответствующие этому виду. И так далее по каждой группе карточек. Если Вам тяжело назвать Ваши качества к определенной карточке, подумайте, с чем это связано, можно ли заменить эту карточку?
Таким образом, мы видим, что возможности метафорических ассоциативных карт в профориентации достаточно широки и их применение в работе с подростками и взрослыми может быть достаточно эффективно.
Список использованной литературы
1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. Новосибирск, 2017, 200 с.
2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Принципы и способы использования ассоциативных карт в психологии и психотерапии // Смальта. 2015, №1. С. 19–23
3. Интерлейб, М.Б. «Психотерапия и метафорические карты» М.: Эксмо, 2023, 256 с.
4. Климов, Е.А. «Введение в психологию труда» Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, 350 с.
5. Пряжников, Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники» М.: ВАКО, 2005, 288 с.
6. Резапкина, Г.В. «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника», М.: Генезис, 2005, 140 с
Товары
Все
3
Деньги, бизнес, профессии
3
Комплекты колод
1