МАК «Пятая стихия» - метафора Интернета. Научная основа колоды.
Автор: Ольга Захарьящева
Эта колода работает с теми психологическими проблемами, которые возникают у человека вследствие использования гаджетов и постоянного нахождения online.
Начало моей работы уходит в 2015 год, когда появилась опасная игра «Синий кит». Родители обращались к психологам с тревогой за своих детей. А подростки, конечно, были и есть увлечены Сетью, ведь там и игры, и общение, и возможность найти своих. Тогда, да и сейчас, возникала идея о запретах и ограничениях для детей в Интернете. Однако, если посмотреть на это с другой стороны и обучать детей пользованию всемирной паутиной, можно добиться хороших результатов. В итоге восьмилетней работы с подростками и взрослыми с психологическими проблемами, связанными с Интернетом, накопился большой пласт клиентских образов-ассоциаций. Эти образы и вошли в колоду «Пятая стихия». Но в этой статье мы коснемся научных основ этой колоды.
Теоретические основы
Как методический инструмент колода имеет теоретическую основу и опирается на киберонтологический подход в образовании. А также имеет прямое отношение к киберпсихологии как «методологии, теории и практики исследования видов, способов и принципов применения людьми социальных сервисов Интернета».
С приходом технологий в нашу жизнь сильно изменились условия развития детей. В своей работе мы должны учитывать, что они проходят не только социализацию в вещественном мире, но и киберсоциализацию в пространстве Интернета, усваивая нормы и правила цифрового мира.
Этапы детской киберсоциализации
В своей работе, я условно разделила процесс детской киберсоциализации на четыре этапа. И описала функции, взрослых окружающих ребенка. Если к этому процессу подходить осознанно и сопровождать его, мы сможем помочь детям адаптироваться в бесконечном мире Интернета.
Первый этап – созерцательный, он соответствует дошкольному периоду образования.
Второй этап – познавательный, он соответствует начальной ступени образования.
Третий этап – активный, он соответствует основной ступени образования.
Четвертый этап – созидательный, он соответствует средней ступени образования.
Остановимся подробнее на каждом этапе киберсоциализации.
Созерцательный этап является началом киберсоциализации ребёнка.
В период младенчества, когда ведущим видом деятельности является общение со значимым взрослым, и в раннем детстве, когда ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность, вводить ребёнка в цифровой мир не рекомендуется. Статические позы и зрительное напряжение при использовании телефонов и планшетов могут негативно сказаться на двигательном и речевом развитии ребёнка. Созерцательный этап киберсоциализации приходится на период дошкольного образования ребёнка. Ведущим видом деятельности ребёнка в этот период является ролевая игра, которая может быть дублирована в киберпространстве, но важны социальное взаимодействие детей и их двигательная активность, поэтому перенос ведущего вида деятельности в плоскость киберсреды нежелателен.
Функциями педагога-психолога на этом этапе является профилактика излишней увлечённости детей гаджетами посредством развивающих занятий и специальных мультфильмов, интерактивных форм работы с использованием цифровых технологий, просвещение родителей, консультирование семей, столкнувшихся с трудностями в процессе киберсоциализации ребёнка.
Функциями педагогов является установление правил использования цифровых технологий в условиях дошкольного учреждения, конструктивное использование гаджетов на занятиях и просвещение родителей относительно условий благоприятной киберсоциализации.
Функциями родителей является чёткое установление правил пользования гаджетов ребёнком в соответствии с психовозрастными нормами, а также конструктивное использование цифровых технологий в процессе жизнедеятельности.
Результатом, организованного таким образом сопровождения, является усвоение ребёнком конструктивного опыта пользования гаджетами на примере окружающих взрослых, усвоение правил и элементарное умение использования коммуникативно-цифровых технологий.
Основной задачей взрослых на созерцательном этапе киберсоциализации ребёнка является трансляция конструктивного опыта работы и досуга с помощью гаджетов.
Следующий этап – познавательный – приходится на период начальной школы. Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение, поэтому важно, чтобы он овладел цифровыми средствами познания, что расширит его учебные возможности.
Функциями педагога-психолога на этом этапе является диагностика уровня вовлечённости детей в киберпространство, информирование родителей о способах благоприятной киберсоциализации, профилактика негативных последствий использования Интернета детьми путём развивающих занятий, консультирование семей, столкнувшихся с трудностями в процессе киберсоциализации ребёнка.
Функциями педагогов является воспитание основ культурного общения, ознакомление детей в рамках внеурочной деятельности с устройством глобальной сети Интернет и этическим нормами цифровой коммуникации.
Функциями родителей является оптимизация правил пользования современными технологиями соответственно возрасту ребёнка, увеличение времени использования гаджетами в учебных и досуговых целях, создание ситуации выбора, контроль деятельности ребёнка в киберпространстве.
Результатом сопровождения познавательного этапа киберсоциализации является усвоение детьми правил поведения в киберпространстве и сетевых этических норм, использование интернет-ресурсов в учебных и досуговых целях, усвоение знаний об устройстве глобальной сети Интернет.
Далее ребёнок переходит на среднюю ступень образования и начинается активный этап киберсоциализации. Ведущим видом деятельности подростка является общение со сверстниками, что в нашу эпоху киберсоциализации теперь отражается в плоскости интернет-среды. В этом возрасте дети интенсивно осваивают социальные сети Интернета, создают аккаунты и ведут их.
Функциями психолога на активном этапе киберсоциализации подростка является диагностика уровня вовлеченности детей в пространство социальных интернет-сетей, консультирование, как семей, испытывающих трудности с киберсоциализацией ребёнка, так и самих подростков, проведение групповых занятий по развитию адаптивных моделей поведения в Интернете.
Функциями педагогов на этом этапе является информирование родителей и детей о безопасном Интернете, проведение классных часов, родительских собраний, оформление стендов, разработка буклетов совместно с учащимися, информирование о правовых аспектах пользования Сетью.
Функциями родителей является установление правил пользования Интернетом на основе доверительных отношений, постепенное ослабление контроля и формирование самоконтроля подростка относительно деятельности в Сети.
Результатом активного этапа киберсоциализации является умение подростка безопасно и конструктивно общаться в социальных интернет-сетях, использование ресурсов Интернета для саморазвития и профориентации, осознание правовой основы своей деятельности в Сети, осознание имиджевого значения своих страниц в различных социальных интернет-сетях.
Завершающим этапом детской киберсоциализации является созидательный этап киберсоциализации, который приходится на среднюю ступень образования. Подростки входят в юношеский возраст, когда формируются нравственные идеалы и жизненные ориентиры.
Функциями психолога на данном этапе является профориентация с помощью расширенных возможностей киберпространства, консультирование учащихся, испытывающих трудности в процессе киберсоциализации, диагностика сформированности результатов прошлых этапов.
Функциями педагогов является также профориентация, проектная цифровая деятельность совместно с учащимися, поддержка учащихся в их творческих проектах.
Функциями родителей является минимизация контроля в социальных интернет-сетях и поддержка творческих проектов детей в Интернете.
Результатом созидательного этапа киберсоциализации является умение учащихся создавать творческий цифровой продукт, а также использование ресурсов Интернета на благо себе и общества.
Опираясь на эту теорию, можно использовать практический инструмент – колоду «Пятая стихия» для работы как индивидуальной консультативной, так и групповой. Для работы с родителями и детьми, по отдельности или в диадах. В инструкции к колоде есть QR-коды со ссылкой на разработанный тренинг с детьми с использованием метафорических карт. А также есть схема индивидуальной консультации по проблематике колоды. Таким образом, метафорические ассоциативные карты «Пятая стихия» - это удобный инструмент практикующего психолога стоящий на твердой научной базе.
Проблематика колоды.
Колода МАК «Пятая стихия» работает с теми психологическими проблемами, которые в жизнь человека привнес Интернет. Изначально она создавалась для работы с подростками и родителями, но со временем стало понятно, что диапазон ее работы намного шире. Психологическая работа с проблемами личности в Сети является новой сферой и имеет название «киберпсихология» В этой статье описаны те психологические проблемы, решить которые помогут метафорические карты «Пятая стихия»
Сетевая агрессия.
Сетевая агрессия одна из наиболее ярко выраженных проблем, связанных с общением в Интернете. К ней относятся кибербуллинг – интернет-травля, кибермоббинг - преследование в сети, рассылка негативной информации о преследуемом друзьям и родственникам. Хейтинг – выражение ненависти к публичным персонам, через комментарии на их страницах в социальных сетях и рассылку личных сообщений.
Реакция людей, подвергшихся сетевой агрессии, является реакцией на травмирующее событие. Они испытывают страх, стыд, беспомощность. Зачастую необходима кризисная психологическая помощь.
Виртуальный нарциссизм.
Поколение миллениалов называют Я-Япоколением, также существует понятие «виртуальный нарциссизм». Это желание приобрести широкую известность любым путем. Существует феномен «блогера» как отдельного вида артиста, творящего в рамках демонстрации личной жизни. Люди выкладывают в сеть, как свидетельства своих достижений, так и повседневные явления, например, фотографируют еду, домашних животных. Получая обратную связь в виде лайков, репостов и комментариев, они начинают нуждаться в этом внимании. Приходится приукрашать свою жизнь, преувеличивать свои достижения. Со временем возникает ощущение «не своей жизни» и страх разоблачения. Имеет место и столкновение с сетевой агрессией. Такие клиенты имеют запрос на гармонизацию сетевой и повседневной жизни.
Проблемы в общении.
Интернет существенно изменил сферу общения. Объем сетевого общения значительно превышает объем живого контакта.
Круг общения людей значительно расширился, можно контактировать не только с окружением, но и с людьми, с которыми они не смогли бы общаться без содействия сети. В социальной сети человек более защищен, его образ более продуман, он чувствует себя увереннее. В условиях анонимности он может быть кем-то другим и без ограничений выражать свои эмоции и чувства. При этом люди, которые прекрасно общаются в Интернете, испытывают трудности, общаясь непосредственно.
Эта проблема проявляется больше у молодых людей. Мы можем наблюдать как подростки, находясь в одной комнате, не общаются непосредственно, а переписываются с помощью смартфонов. Им сложно установить зрительный контакт и завязать общение, например, при знакомстве с однокурсниками, они испытывают неуверенность и тревогу. Для решения коммуникативных трудностей подходит групповая работа.
Клиповое мышление, неспособность планировать будущее.
Серьезная проблема, влияющая на развитие человека в эпоху интернета – это переизбыток информации. Крайней степенью негативного влияния информационной передозировки является цифровое слабоумие. Это расстройство, при котором человек проявляет признаки слабоумия вследствие чрезмерного потребления информации. Ему предшествует клиповое мышление. Это способ восприятия окружающего мира в виде отдельных частей, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется следующим. Невозможность сосредоточиться и углубиться в размышления из-за постоянных внешних стимулов (сообщений, уведомлений) делает людей неспособными ставить цели и планировать будущее. В такой ситуации люди растеряны и тревожны. Здесь важно помнить о когнитивной гигиене, если мозг постоянно перегружен лишней информацией, будет полезно проанализировать свои аккаунты, вычленить бесполезные или вредные подписки и удалить их. «Разгрузочные дни» - то есть дни без использования Интернета, также положительно влияют на мышление.
Потеря мотивации и смыслов.
Наблюдение пользователей сети за «идеальной жизнью» других людей, в купе с невозможностью ставить и достигать цели к потере мотивации. Такие люди дезориентированы в жизни, не видят смысла в работе или учебе. Не существует ценностей, на которые можно опираться, непонятно что хорошо, что плохо, что опасно, а что безопасно. Это ведет к девиациям в Интернете, эти люди могут являться сетевыми агрессорами. Они испытывают гнев, обиду и ощущают невозможность повысить качество своей жизни. Для них важно выражение эмоций социально приемлемым способом, обретение ценностей и опор в построении будущего.
Инфодемия.
Актуальной проблемой является инфодемия – распространение дезинформации, фейковых сообщений и видео о грозящей опасности, порождающее панику среди пользователей. Поток негативной информации, обсуждение ее в сети ведет к понижению критичности мышления и тревожному, паническому состоянию. И здесь тоже важно обратиться к когнитивной гигиене.
В этой колоде собран ряд образов, которые помогут вам работать с подобными запросами, опираясь на общечеловеческие ценности и собственные ресурсы личности. В инструкции есть десять упражнений, которые позволяют проработать заявленные проблемы.
Метафорические ассоциативные карты «Пятая стихия» - опора психолога в такой новой сфере, как киберпсихология.