Автор: Зоя Николаева
Границы того, что считается подростковым возрастом, в разных источниках психологической и педагогической литературы может варьироваться. Но в среднем подростками принято считать ребят, обучающихся в средних классах общеобразовательной школы, то есть в возрасте от 11 до 17-18 лет. Подростковый период знаменуется довольно интенсивным, а также качественным изменением самосознания.
Имя человека, внешний вид, притязание на социальное признание, психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство личности (права и обязанности), половая идентификация – всё это, согласно концепции Мухиной В. С., является составляющим структуры самосознания.
В процессе формирования самосознания подросток исследует своё «Я», отвечая на вопросы: кто я, какой, в чем мои особенности. Он примеряет различные роли, исследует свое место в мире, в котором живет. Определяет границы того, что правильно и неправильно, что можно считать предательством, подлостью, глупостью. Какими правилами он считает верным руководствоваться и требует выполнения этих правил от других.
Подросток активно исследует свой характер, его черты, помогающие и мешающие ему в жизни. Изучает собственные эмоции и чувства, реакции на окружающую действительность.
Подросток пересматривает свои детские установки и убеждения, приходя к собственной системе ценностей, отделяя то, что, по его мнению, не подходит и не в состоянии решить его жизненные задачи.
Он с пристрастием относится к своей внешности, сравнивает себя с другими ребятами, оценивает собственное соответствие своей внешности стандартам привлекательности, которые для себя определяет. Выделяет, что в его внешности, по его мнению, не так или, наоборот, лучше, чем у других. В этот период также происходит выработка полового самосознания, половой идентичности и собственной сексуальности.
Кроме развития самосознания, перед подростком стоит задача - развитие качеств, позволяющих выстраивать эффективную коммуникацию с другими, которая невозможна без сенситивности, эмпатии, толерантности, а также ответственности за построение отношений.
По мнению Мухиной В. С., при недостаточном удовлетворении своих потребностей личность будет претерпевать искажения в процессе своего развития. То есть, если одно или несколько «кирпичиков», составляющих фундамент самосознания, будут испытывать депривацию, это приведёт к появлению тревожности, агрессии, трудностям в общении, а в некоторых случаях и к суицидальным попыткам.
Своевременное выявление возникающих проблем помогает скорректировать процессы, происходящие в подростковом возрасте, и сделать их более гармоничными.
На этом пути у взрослого человека может возникнуть сложность, так как в этот период одним из значимых новообразований является притязание на «факт собственного взросления». Который, в том числе, находит выражение в протесте ко всему, что исходит от взрослого человека.
Можно сказать, что отсюда вытекает и изменение отношения подростков к запретам, а именно, их нарушение. По мнению подростков, следовать указаниям и запретам - значит быть маленьким, только в противоречии подросток утверждает свою волю, идёт наперекор, это, по его мнению, «делает его взрослым». Любые советы, «долженствования» в отношении подростка со стороны взрослого могут находить активное сопротивление.
Хухулаева О. В., Хухлаев О.Е. пишут: «Важнейшим новообразованием этого возраста является чувство взрослости – это новый уровень притязаний, предвосхищающий новое положение, которого подросток еще не достиг. В этом заключается глубокое противоречие: подросток требует того, что на самом деле еще не сформировано».
Этому суждено будет случиться только постепенно, в ближайшие годы, поэтому, несмотря на то что подросток сопротивляется «помогающим взрослым», притязает на свои права в самостоятельном принятии решений во многих вопросах, он всё ещё нуждается в поддержке и мудром руководстве старших.
В этом смысле родители, педагоги, другие взрослые, находящиеся в окружении подростка, должны с пониманием отнестись к внутренним процессам, происходящим с подростком, пересмотреть своё отношение и выстроить новые схемы взаимодействия с ним. В общении чаще использовать диалог, выстраивать атмосферу доверия и безопасности.
В этом смысле игра, как ничто лучше соответствует этим условиям. Игра подразумевает легкость, открытость, создает безопасное пространство взаимодействия. Она не носит назидательный характер, не содержит догм и воспитательных наставлений.
Давайте рассмотрим на примере игры «Твой ход» .
В ней содержатся несколько категорий карточек, затрагивающих разные сферы интересов подростков. Это и коммуникация со сверстниками, и возможность задуматься о качествах, необходимых для дружбы и общения, это и ценностные ориентиры, и определение того, что для него в жизни важно и значимо, это и анализ собственного характера, «узнавание» себя и своих качеств, возможность вспомнить прошлое и сделать проекцию в будущее.
«Ты узнал (-ла) от третьего лица, что твой друг/подруга говорит о тебе неправду. Как отреагируешь, что почувствуешь, что будешь делать?»
«Тебя позвали погулять в компании ребят, в которой ты почти никого не знаешь. Пойдешь ли туда? Как будешь себя вести?»
«О чём ты мечтаешь?»,
«Что ты хотел бы изменить в себе?».
«Какие профессии тебя впечатляют, почему?»
«От какой супер-способности ты бы не отказался, почему?»
«Стоит ли всегда высказывать своё мнение?»
Эти и другие вопросы (более ста карточек с вопросами и заданиями) могут быть достаточно глубокими, при этом степень открытости при ответе на них подросток может регулировать самостоятельно.
В пространстве игры подросток может высказывать свое мнение, не опасаясь. Через игру происходит взаимодействие со сверстниками, которое так важно подростку, а также со взрослым, который выступает в качестве равного партнера в диалоге. Через взаимодействия и ответы на ряд вопросов происходит углубленное понимание потребностей в сфере общения, обучение сотрудничеству. Игра помогает формированию «Я концепции», повышает самооценку, развивает мышление.
В процессе игры участвующий в ней взрослый сможет оценить, понять, выделить для себя и даже мягко скорректировать какие-то вопросы, вызывающие сложность, рождающие конфликт у подростка. Именно такой «диалог» может помочь снять защитные механизмы и сохранить поддерживающее общение.
Исп. литература:
1. Психологические проблемы современных подростков. Емельянова Е. В., Генезис 2015г.
2. Психологическое консультирование и психологическая коррекция Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. «Издательство Юрайт», 2013
3. Возрастная психология Мухина В. С.
Границы того, что считается подростковым возрастом, в разных источниках психологической и педагогической литературы может варьироваться. Но в среднем подростками принято считать ребят, обучающихся в средних классах общеобразовательной школы, то есть в возрасте от 11 до 17-18 лет. Подростковый период знаменуется довольно интенсивным, а также качественным изменением самосознания.
Имя человека, внешний вид, притязание на социальное признание, психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство личности (права и обязанности), половая идентификация – всё это, согласно концепции Мухиной В. С., является составляющим структуры самосознания.
В процессе формирования самосознания подросток исследует своё «Я», отвечая на вопросы: кто я, какой, в чем мои особенности. Он примеряет различные роли, исследует свое место в мире, в котором живет. Определяет границы того, что правильно и неправильно, что можно считать предательством, подлостью, глупостью. Какими правилами он считает верным руководствоваться и требует выполнения этих правил от других.
Подросток активно исследует свой характер, его черты, помогающие и мешающие ему в жизни. Изучает собственные эмоции и чувства, реакции на окружающую действительность.
Подросток пересматривает свои детские установки и убеждения, приходя к собственной системе ценностей, отделяя то, что, по его мнению, не подходит и не в состоянии решить его жизненные задачи.
Он с пристрастием относится к своей внешности, сравнивает себя с другими ребятами, оценивает собственное соответствие своей внешности стандартам привлекательности, которые для себя определяет. Выделяет, что в его внешности, по его мнению, не так или, наоборот, лучше, чем у других. В этот период также происходит выработка полового самосознания, половой идентичности и собственной сексуальности.
Кроме развития самосознания, перед подростком стоит задача - развитие качеств, позволяющих выстраивать эффективную коммуникацию с другими, которая невозможна без сенситивности, эмпатии, толерантности, а также ответственности за построение отношений.
По мнению Мухиной В. С., при недостаточном удовлетворении своих потребностей личность будет претерпевать искажения в процессе своего развития. То есть, если одно или несколько «кирпичиков», составляющих фундамент самосознания, будут испытывать депривацию, это приведёт к появлению тревожности, агрессии, трудностям в общении, а в некоторых случаях и к суицидальным попыткам.
Своевременное выявление возникающих проблем помогает скорректировать процессы, происходящие в подростковом возрасте, и сделать их более гармоничными.
На этом пути у взрослого человека может возникнуть сложность, так как в этот период одним из значимых новообразований является притязание на «факт собственного взросления». Который, в том числе, находит выражение в протесте ко всему, что исходит от взрослого человека.
Можно сказать, что отсюда вытекает и изменение отношения подростков к запретам, а именно, их нарушение. По мнению подростков, следовать указаниям и запретам - значит быть маленьким, только в противоречии подросток утверждает свою волю, идёт наперекор, это, по его мнению, «делает его взрослым». Любые советы, «долженствования» в отношении подростка со стороны взрослого могут находить активное сопротивление.
Хухулаева О. В., Хухлаев О.Е. пишут: «Важнейшим новообразованием этого возраста является чувство взрослости – это новый уровень притязаний, предвосхищающий новое положение, которого подросток еще не достиг. В этом заключается глубокое противоречие: подросток требует того, что на самом деле еще не сформировано».
Этому суждено будет случиться только постепенно, в ближайшие годы, поэтому, несмотря на то что подросток сопротивляется «помогающим взрослым», притязает на свои права в самостоятельном принятии решений во многих вопросах, он всё ещё нуждается в поддержке и мудром руководстве старших.
В этом смысле родители, педагоги, другие взрослые, находящиеся в окружении подростка, должны с пониманием отнестись к внутренним процессам, происходящим с подростком, пересмотреть своё отношение и выстроить новые схемы взаимодействия с ним. В общении чаще использовать диалог, выстраивать атмосферу доверия и безопасности.
В этом смысле игра, как ничто лучше соответствует этим условиям. Игра подразумевает легкость, открытость, создает безопасное пространство взаимодействия. Она не носит назидательный характер, не содержит догм и воспитательных наставлений.
Давайте рассмотрим на примере игры «Твой ход» .
В ней содержатся несколько категорий карточек, затрагивающих разные сферы интересов подростков. Это и коммуникация со сверстниками, и возможность задуматься о качествах, необходимых для дружбы и общения, это и ценностные ориентиры, и определение того, что для него в жизни важно и значимо, это и анализ собственного характера, «узнавание» себя и своих качеств, возможность вспомнить прошлое и сделать проекцию в будущее.
«Ты узнал (-ла) от третьего лица, что твой друг/подруга говорит о тебе неправду. Как отреагируешь, что почувствуешь, что будешь делать?»
«Тебя позвали погулять в компании ребят, в которой ты почти никого не знаешь. Пойдешь ли туда? Как будешь себя вести?»
«О чём ты мечтаешь?»,
«Что ты хотел бы изменить в себе?».
«Какие профессии тебя впечатляют, почему?»
«От какой супер-способности ты бы не отказался, почему?»
«Стоит ли всегда высказывать своё мнение?»
Эти и другие вопросы (более ста карточек с вопросами и заданиями) могут быть достаточно глубокими, при этом степень открытости при ответе на них подросток может регулировать самостоятельно.
В пространстве игры подросток может высказывать свое мнение, не опасаясь. Через игру происходит взаимодействие со сверстниками, которое так важно подростку, а также со взрослым, который выступает в качестве равного партнера в диалоге. Через взаимодействия и ответы на ряд вопросов происходит углубленное понимание потребностей в сфере общения, обучение сотрудничеству. Игра помогает формированию «Я концепции», повышает самооценку, развивает мышление.
В процессе игры участвующий в ней взрослый сможет оценить, понять, выделить для себя и даже мягко скорректировать какие-то вопросы, вызывающие сложность, рождающие конфликт у подростка. Именно такой «диалог» может помочь снять защитные механизмы и сохранить поддерживающее общение.
Исп. литература:
1. Психологические проблемы современных подростков. Емельянова Е. В., Генезис 2015г.
2. Психологическое консультирование и психологическая коррекция Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. «Издательство Юрайт», 2013
3. Возрастная психология Мухина В. С.